Стремление к идеалу | Трубник Online
Стремление к идеалу

Стремление к идеалу

Для ТМК высокое качество продукции — это больше чем приоритет, это идеология, о которой помнят всегда и которую последовательно проводят в жизнь. О ключевых проектах и решениях, касающихся контроля соответствия выпускаемого продукта ведущим мировым и отраслевым стандартам, которые внедряются и планируются к внедрению на предприятиях компании, читайте в нашем материале.

В 1990 году ООН был учрежден Всемирный день качества, и с тех пор каждый год во второй четверг ноября в разных странах проводятся мероприятия, подчеркивающие значение качества товаров и услуг для процветания и развития разных народов. С 2016 года к этой инициативе присоединилась и Россия.

IMG_2501_L.jpg

В этом году к мероприятиям Всемирного дня качества подключились предприятия ТМК. Впервые был организован и проведен конкурс «Лидер качества» — он продолжался в общей сложности 9 месяцев! Итоги были подведены на «Неделе качества» — корпоративной конференции, прошедшей в НТЦ ТМК. В ходе нее руководители служб качества, технических подразделений предприя­тий компании представили свои доклады, поделились опытом и рассмотрели перспективные новации в инфраструктуре качества — и планируемые, и уже внедренные на предприятиях. По итогам конкурса лучшим среди равных был объявлен Волжский трубный завод.

— Высокое качество — это образ жизни и службы качества, и наших технологов, специалистов в области ремонта, кадровой службы. Именно общий настрой на качество и позволяет так успешно выступать на различных конкурсах, — отметил управляющий директор ВТЗ Сергей Четвериков.

Система технического контроля в Группе ТМК выстроена на принципах персональной ответственности, повышения квалификации и вовлеченности персонала, постоянного совершенствования технологии, внедрения и применения современных методов контроля качества, применения современного оборудования, клиентоориентированности.

С целью соответствия трендам концепция развития систем технического контроля и неразрушающего контроля тесно связана с принципами широко распространяющегося Качества 4.0 (один из ключевых элементов Индустрии 4.0). Таким образом, в ТМК на корпоративном уровне активно внедряются автоматизация и цифровые технологии в процессы контроля качества, формирование аналитических и отчетных данных, повышение компетенций сотрудников.

— Одно из конкурентных преимуществ ТМК — многоступенчатая система контроля качества продукции, основанная на передовых практиках и технологиях. В своей работе мы используем в том числе комплексные и точечные цифровые решения, которые способны создать глобальную связь между человеком и оборудованием. Именно эта связь позволяет нам развивать как технологию, так и конечный продукт, — отметил директор по качеству ТМК Анатолий Сычёв.

15_09_2022_ПНТЗ_4000-45_LL.jpg


Развитие цифровых технологий

Так, например, «Лидер качества» 2022 года ВТЗ может похвастаться тем, что стал площадкой для старта некоторых инновационных проектов. Во-первых, это современная система подготовки и аттестации персонала, работающего на установке автоматизированного ультра­звукового ­контроля (АУЗК). Тренажер, использующий технологию виртуальной реальности (VR), был разработан компанией «3Д Инновации» совместно с корпоративным акселератором ТМК и управлением неразрушающего контроля ТМК. Теперь потренироваться в настройке установки АУЗК можно в виртуальном пространстве. Тренажер работает в двух режимах: «Обучение», при котором рядом с рабочим местом всплывают подсказки, и «Экзамен», в котором работа в виртуальности оцени­вается на соответствие регламенту. Если компьютер посчитал правильными меньше 80% всех действий, значит, нужно еще потренироваться.

ВТЗ_VR-тренажер_АУЗК_1_L.jpg

Тестировавшие систему работники ВТЗ внесли свои предложения по дополнению и повышению эффективности. После того как производитель учтет эти предложения и внесет нужные поправки в программы, VR-тренажер можно будет распространить на другие предприятия компании.

Во-вторых, еще одна новинка в области цифровых систем, апробируемая в условиях ВТЗ, — использование при контроле качества продукции системы Voice-to-text, которая не только распознает голос контролера, диктующего измеряемые параметры, но и сразу заносит эти данные в единую информационную систему предприятия — уже в цифровом формате. Этот программно-аппаратный комплекс был разработан специально для предприятий ТМК в рамках проек­та «Транслятор», на ВТЗ он сейчас проходит опытно-промышленную эксплуатацию. Если комплекс на деле докажет свою эффективность и удобство, новую технологию также начнут внедрять и на других предприятиях ТМК.


Свой подход к борьбе с дефектами

На ТАГМЕТе современное решение в области подготовки дефектоскопистов предложил молодой работник трубосварочного цеха Антон Ежов. Основная специальность Антона — программирование в компьютерных системах. Нынешнюю профессию дефектоскописта он осваивал на заводе и увидел возможность применения полученных в колледже знаний на новом месте. Антон предложил создать электронный курс обучения с программой — симулятором работы на установке УЗК, с использованием обычного персонального компьютера, без дополнительного сложного оборудования.

ТАГМЕТ - Симулятор_Ежова_L.jpg

На заводской Молодежной научно-практической конференции доклад Антона был признан лучшим в треке «Управление качеством», скоро выступление на корпоративном форуме «Горизонты». Электронный обучающий курс уже полностью готов к использованию, симулятор дорабатывается. Возможно, в дальнейшем «симуляторы Ежова» получат и другие производственные участки. Также ТАГМЕТ в следующем году станет площадкой тестирования VR-тренажера для обучения и повышения уровня квалификации сотрудников, осуществляющих контроль параметров резьбы труб.


Машинное зрение и предиктивная аналитика

Данные термины звучат футуристично, но в ТМК приняли вызов, и в условиях СТЗ в трубопрокатном цеху №1 появилось новое оборудование для контроля резьбы труб. Полученные с приборов результаты измерения параметров резьбы вносятся при помощи беспроводной связи в электронный журнал, а не в бумажный, как делали раньше специалисты ОТК. А благодаря самообучающемуся программному обеспечению можно автоматически отследить превышение результатов измерений заданным значениям — при этом будет подан сигнал для настройки нарезного оборудования. Сейчас на заводе применяются два комплекта такого оборудования, но в дальнейшем новинку планируется внедрять и тестировать на других участках.

С целью исключения случаев ошибки при визуальном подсчете количества труб в пакете разработано приложение для смартфонов, которое использует технологию машинного зрения, способное автоматически производить подсчет труб в пакете. И по результатам работы проек­та принято решение о его развитии. Вместо телефонов планируется использовать цепочку камер наблюдения, установленных в цехах. При помощи алгоритмов машинного зрения система должна не только считать количество продукции в пакете, но и отслеживать пакет при перемещениях в линии, тем самым исключив ошибки в погрузке пакетов в несоответствующие вагоны/машины.

Предиктивная аналитика сейчас уже внедряется в процесс изготовления продукции на СТЗ. Для этого создается база данных с результатами неразрушающего контроля и параметрами предшествующих производственных процессов (прошивной стан, раскатной стан, печь и т. д.). По результатам обработки полученных данных и обучения системы по выявлению закономерностей в обнаружении дефектов мы сможем определять причины образования несоответствий и прогнозировать процесс производства, оперативно применяя необходимые корректировки.

В электросталеплавильном цехе «Железный Озон 32» ПНТЗ автоматизацию и цифровизацию используют для повышения качества стали. На первом этапе проекта используется подсоединенный к компьютеру тепловизор, который при съемке слива металла в сталеразливочный ковш позволяет подсчитать соотношение металла и шлака. С внедрением новинки удалось улучшить качество заготовок и сократить расход ферросплавов. Кроме того, автоматизация свела к минимуму ручной труд на этом участке и повысила безопасность работы сталеваров. Следующий этап проекта — роботизация засыпки огнеупорной смеси и прочистки выпускного канала на дуговой сталеплавильной печи.

А на ЧТПЗ в прошлом году на технологической линии цеха «Высота 239» внедрили уникальную установку — систему контроля поверхностных дефектов (СКПД) листа, изготовленную в единственном экземпляре, специально по заказу завода. Система позволяет заметить металл с отклонениями от нужных параметров и не пустить его в дальнейшую обработку. На раме установки размещены камеры фотофиксации и лазерные профилометры, «рассматривающие» поверхность листа сразу с двух сторон. Лучи лазеров проходят по всей ширине листа и сообщают данные на компьютер — в случае обнаружения дефекта система «подскажет» оператору, какое место нужно осмотреть внимательнее и провести контрольные замеры при помощи других инструментов.


Решения могут быть не только цифровыми

Постоянно работают над улучшением качества продукции на СинТЗ. На одном из участков горячего проката труб обратили внимание на проблему: при заполнении всех калибров на редукционном стане могло возникнуть осевое смещение трубы. Работники цеха совместно со специалистами центральной заводской лаборатории нашли и внедрили новое техническое решение, позволяющее механизмам самоцентрироваться относительно прокатываемой трубы.

В преддверии Всемирного дня качества на СинТЗ провели надзорный аудит на соответствие требованиям отраслевого стандарта «Требования к Системе менеджмента качества в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части». Предприятие в очередной раз подтвердило свою репутацию надежного поставщика продукции высокого качества.

Все эти инновации — не просто чудеса техники, но воплощение главного правила качества на производстве ТМК: «Исполнитель следую­щей операции — твой потребитель», и после того, как каждый проект будет протестирован и покажет свою эффективность, он обязательно будет масштабирован на все предприятия Группы ТМК, гарантируя наивысший уровень качества выпускаемой продукции.


Творчество ради качества

Не забывают на предприятиях ТМК и о поддержании в коллективах культуры нулевой терпимости к браку. Так, ко Всемирному дню качества на СинТЗ провели конкурс плакатов. Свои работы в самых разных форматах — рисунок, фотоколлаж, компьютерная графика — представили сотрудники разных цехов и отделов. Первое место занял коллектив авторов (Светлана Сухарева, Елена Селезнева и Ольга Кипунова) из ОТК. Отдельный диплом получила композиция из пластилина «Брак не пройдет!», выполненная 14-летним Андреем Черных. Фигурка будет передана в заводской музей. На СТЗ также проведен конкурс плакатов, победителями стали специалисты ОСМ (Анастасия Палкина), ОТК (­Евгения Бочкарева) и копрового цеха (Александра Первушина).

Практически на всех крупных предприятиях ТМК состоялись конкурсы стенгазет. В ТМК НГС в Нижневартовске в нем приняли участие команды служб технического ­контроля и представители производственных участков — авторы обратили внимание читателей на разные стороны и проблемы повышения качества продукции. В жюри вошел весь коллектив — победители определялись путем голосования сотрудников и были отмечены грамотами, а поощрительные призы получили все участники.

В течение трех недель на площадке Mobi ТМК2U проводился корпоративный конкурс слогана на тему ответственности за качество. Победителем среди более 300 участников стала Вера Ермолаева, ведущий специалист по делопроизводству и электронному документообороту ЧТПЗ, со слоганом «Качество — в каждом из нас!».


Рекомендуем