Азбука металлургии. Щ — Щербань Михаил Федорович | Трубник Online
Азбука металлургии. Щ — Щербань Михаил Федорович

Азбука металлургии. Щ — Щербань Михаил Федорович

Одну из финальных страниц Азбуки Группы ЧТПЗ мы решили посвятить человеку, личные усилия которого помогли построить Челябинский трубопрокатный завод. Это первый директор ЧТПЗ, Михаил Федорович Щербань. 


cherban.jpg


Михаил Федорович Щербань родился 7 ноября 1905 года в городе Кролевец Черниговской губернии. Его отец был металлургом, и профессиональный путь самого Михаила с ранних лет окажется связан с металлургией. Он работал помощником слесаря на чугунолитейном заводе в Днепропетровске (тогда Екатеринославе), электриком на Днепропетровском трубопрокатном заводе им. В. И. Ленина. Затем он перешёл на комсомольскую работу, в 1926–1930 годах — на хозяйственную работу в заводоуправлении заводов им. Г. Н. Петровского и им. В. И. Ленина, параллельно с 1928 года учась на рабфаке Днепропетровского металлургического института. Дальше был технологический факультет Днепропетровского металлургического института, где Щербань получил красный диплом и квалификацию инженера-металлурга по прокатному и волочильному производству.


В 1937 году по распределению молодой специалист попал в Первоуральск, на Новотрубный завод. Но вскоре вернулся в Днепропетровск на завод им. В. И. Ленина, а уже в 1939 году стал сначала главным инженером, а потом и директором завода им. В. В. Куйбышева в городе Мариуполе. И именно на нем в сентябре 1941 года лежала ответственность эвакуацию маннесмановского стана 8–16 дюймов трубопрокатного завода им. В. В. Куйбышева на Урал. 


Прежде чем стать директором Челябинского трубопрокатного завода, Михаил Федорович Щербань успел несколько месяцев побыть заместителем директора Первоуральского новотрубного завода, оказавшись вдали от своего коллектива и смирившись с тем, что эвакуированный маннесмановский стан будут восстанавливать без него. Однако 23 апреля 1942 года был выпущен приказ № 93к наркома черной металлургии СССР И. Ф. Тевосяна о назначении М. Ф. Щербаня директором ЧТПЗ.


Для самого Михаила Федоровича принятые решения были неожиданностью. И ему самому предстояло принять ряд непростых решений, связанных со строительством завода. Например, об использовании металлоконструкций Дворца Советов, грандиозного архитектурного проекта И. Сталина, которые должны были использоваться для возведения второй очереди цеха — на случай, что война закончится быстро и строительство Дворца будет продолжено. Но изготовление металлоконструкций колонн для первой очереди запаздывало на два месяца. И тогда именно Щербань решил фактически поменять материалы местами и использовать металлоконструкции сразу. О его самоуправстве доложили наверх, но в итоге он отстоял свою позицию.


Еще одна история — о поиске якоря пильгермотора для запуска маннесмановского стана. Якорь был утерян при эвакуации Мариупольского завода. Михаил Федорович Щербань организовал поиски по всему Союзу, от Ташкента до Иркутска, включая прифронтовые районы. Но найти мотор в кратчайшие сроки было нереально, поэтому товарищ И.Ф. Тевосян  принял решение — направить усилия проектировщиков и строителей на установку двигателя от блюминга мощностью 7000 л. с. Это был запасной вариант пуска стана, который детально проработал Алексей Иванович Морозов. Потом пришла телеграмма из свердловского ГИПРОМЕЗа: «Приостановить строительство фундамента, детальные расчеты показали невозможность работы пильгерстана по ранее принятой схеме». Но решение работать по такой схеме тоже отстояли. 

Поиски, устроенные Щербанем, продолжались. Якорь пильгермотора был обнаружен в конце сентября 1942 года начальником монтажного цеха В. Н. Филоненко в отстойнике на железнодорожной станции города Сумгаита, недалеко от Баку. Как якорь туда попал, так и осталось невыясненным. При перевозке якорь оказался повреждён. А затем его уронили в море. Поэтому якорю требовался долгий капитальный ремонт, а стан запустили с мотором 7000 л. с. без маховика. Это был уникальный случай в практике эксплуатации пильгерстанов. Все это проходило под руководством Щербаня. 


Кроме этого Щербань руководил запуском цеха № 2 малый «Штифель» и мартеновского цеха. За строительство Челябинского трубопрокатного завода Михаил Федорович получил орден «Знак Почета». Среди других его наград — ордена Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, еще один орден «Знак Почета» и шесть медалей. 


Его руководство Челябинским трубопрокатным заводом было не таким долгим: уже в марте 1944 года Михаил Федорович Щербань был направлен на восстановление Днепропетровского трубопрокатного завода им. В. И. Ленина в должности заместителя директора. Он трудился во многих местах, и до своей смерти в 1968 году Щербань был связан с металлургией, являясь старшим научным сотрудником Всесоюзного научно-исследовательского института трубной промышленности.


При подготовке материала использованы отрывки книги С. Бунькова «Дорога к Высоте».


Рекомендуем